Приёмная семья
Приёмная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов – форма жизнеустройства гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании, предусматривающая уход за гражданином лицом, не являющимся его родственником и изъявившем желание организовать приёмную семью, и совместное с ним проживание.
Цель – повышение качества жизни пожилых граждан и инвалидов, максимальное продление их пребывания в семейной обстановке, сокращение очерёдности на получение социального обслуживания.
В настоящее время в Даниловском районе организовано и функционирует семь приёмных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов. Одинокие пожилые люди изъявили желание проживать в приёмных семьях по месту проживания помощника.
Порядок создания приёмной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Порядок создания приёмной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Ярославской области утверждён Постановлением правительства Ярославской области от 28.06.2012 г. № 581-п «О создании приёмных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Ярославской области». (Постановление)
Подопечный – одинокий или одиноко проживающий гражданин пожилого возраста (женщина старше 55 лет, мужчина старше 60 лет) или инвалид (в том числе инвалид с детства), нуждающийся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности и изъявивший желание проживать в приёмной семье.
Помощник – совершеннолетний дееспособный гражданин в возрасте от 18 лет, не имеющий или не имевший судимости, не являющийся инвалидом 1 и 2 групп, изъявивший желание организовать приёмную семью, совместно проживать с подопечным и осуществлять за ним уход в соответствии с договором об организации приёмной семьи.
Подопечный и помощник должны проживать на территории Ярославской области.
Количество подопечных в одной приёмной семье не должно превышать двух человек одновременно.
Организация приёмной семьи не допускается:
- между родственниками, в том числе близкими (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами;
- между усыновителями и усыновлёнными;
- в отношении граждан, над которыми установлена опека (попечительство), а также признанных судом недееспособными или ограниченно недееспособными;
- в случае, если подопечный и (или) помощник, а также члены семьи помощника (в случае проживания приёмной семьи у помощника) являются бактерио- или вирусоносителями либо страдают хроническим алкоголизмом, наркологической зависимостью, карантинными инфекционными заболеваниями, активными формами туберкулёза, тяжёлыми психическими расстройствами, венерическими и другими заболеваниями, требующими лечения в специализированных учреждениях здравоохранения;
- в случае отсутствия согласия всех совершеннолетних совместно проживающих членов семьи, в том числе временно отсутствующих, на проживание подопечного в семье помощника;
- в случае, если организация приёмной семьи приведёт к тому, что общая площадь жилого помещения, являющегося совместным местом проживания приёмной семьи, в расчёте на каждого человека, проживающего в данном жилом помещении, окажется меньше учётной нормы площади жилого помещения, установленной соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования области в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для организации приёмной семьи помощник предоставляет в учреждение пакет документов:
- заявление по форме, утвержденной приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области; (Заявление)
- копию паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность помощника и подтверждающего и подтверждающего проживание (регистрацию) на территории Ярославской области;
- документ органа местного самоуправления муниципального образования области или организаций жилищно-коммунального хозяйства (товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и (или) управляющей компании), содержащий сведения о совместно проживающих с помощником совершеннолетних и несовершеннолетних гражданах, с указанием размера общей площади жилого помещения;
- справку учреждения здравоохранения об отсутствии у помощника медицинских противопоказаний;
- копию пенсионного страхового свидетельства;
- справку об отсутствии судимости.
В случае выбора места проживания приёмной семьи у помощника дополнительно представляются следующие документы:
- письменное согласие всех совершеннолетних совместно проживающих членов семьи, в том числе временно отсутствующих, на совместное проживание с подопечным;
- справки учреждений здравоохранения об отсутствии у всех совершеннолетних совместно проживающих членов семьи помощника медицинских противопоказаний;
- копию правоустанавливающего (правоподтверждающего) документа на недвижимое имущество по месту организации приёмной семьи.
Для организации приёмной семьи подопечный предоставляет в учреждение пакет документов:
- заявление по форме, утвержденной приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области; (Заявление)
- копию паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность подопечного и подтверждающего и подтверждающего проживание (регистрацию) на территории Ярославской области;
- справку органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о виде и размере получаемой пенсии;
- документ органа местного самоуправления муниципального образования области или организаций жилищно-коммунального хозяйства (товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и (или) управляющей компании), содержащий сведения об отсутствии совместно проживающих с подопечным совершеннолетних и несовершеннолетних членов его семьи, с указанием размера общей площади жилого помещения;
- справку учреждения здравоохранения об отсутствии у подопечного медицинских противопоказаний;
- копию справки учреждения медико-социальной экспертизы (медико-социальной экспертной комиссии, врачебно-трудовой экспертной комиссии) об установлении инвалидности (для инвалидов);
- копию индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, разработанная и выданная учреждением медико-социальной экспертизы (при наличии).
В случае выбора места проживания приёмной семьи у подопечного дополнительно представляются следующие документы:
- копия правоустанавливающего (правоподтверждающего) документа на недвижимое имущество по месту организации приёмной семьи.
Организация и сопровождение приёмной семьи учреждением:
- заключается договор об организации приёмной семьи между учреждением, помощником и подопечным (типовая форма договора утверждена приказом департамента); (Договор)
- оказывается помощнику и подопечному необходимая консультационная, психологическая, правовая помощь;
- осуществляется контроль за деятельностью приёмной семьи;
- выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение помощнику за осуществление ухода за подопечным.
Контроль учреждения за выполнением условий договора:
- помощник ежемесячно предоставляет в учреждение отчёт об оказании услуг по уходу за подопечным и акт приёма-сдачи услуг (типовые формы утверждены приказом департамента);
- посещение приёмной семьи с целью проверки качества предоставления услуг, психологической обстановки и взаимоотношений в приёмной семье, материально-бытовых условий проживания подопечного.
Такая форма обслуживания пожилых людей помогает продлить пенсионерам жизнь в домашних условиях. Она позволяет поддерживать традиции семейной заботы о старшем поколении, наладить связь поколений, поднять статус пожилых людей в семье и в обществе в целом.